Департамент региональной безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

"Центр обеспечения безопасности жизнедеятельности и призыва граждан на военную службу"

Территориальный центр анализа и прогноза угроз безопасности

Доклад об оперативной обстановке по чрезвычайным ситуациям и угрозам безопасности жизнедеятельности

РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ ОТ 29.12.2018 № 731-РП «О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2018 г. N 731-рп

О КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ

Руководствуясь Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года N Пр-1168, во исполнение пункта 1.3 протокола заседания Комиссии при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по развитию гражданского общества от 10 апреля 2018 года N 4, учитывая решение Общественного совета при Департаменте общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (протокол заочного голосования от 13 июня 2018 года):

Утвердить:

1. Концепцию правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (приложение 1).

2. План комплексных мероприятий по реализации Концепции правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (приложение 2).

Первый заместитель

Губернатора Ханты-Мансийского

автономного округа — Югры

Г.Ф.БУХТИН

Приложение 1

к распоряжению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа — Югры

от 29 декабря 2018 года N 731-рп

КОНЦЕПЦИЯ

ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ

В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ

1. Общие положения

1.1. Концепция правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — автономный округ, Концепция), представляет систему взглядов на реализацию государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее — государственная политика) и направлена на консолидацию усилий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, правозащитных институтов, профессиональных юридических сообществ, общественных объединений юристов в формировании правовых знаний граждан, проживающих в автономном округе, повышении их правовой культуры и правосознания.

Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием их правовой культуры, уровнем правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и правовое воспитание граждан должно быть одним из приоритетных направлений в работе всех участников системы правового просвещения независимо от сферы деятельности.

1.2. Систему правового просвещения граждан составляют:

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти автономного округа, органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, государственные и муниципальные учреждения и организации, осуществляющие деятельность на территории автономного округа;

аналитические и исследовательские центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ;

центры и юридические клиники, оказывающие бесплатную правовую помощь гражданам;

просветительские учреждения и организации различных форм собственности;

государственные и негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юридическую помощь, в том числе в виде правового информирования;

некоммерческие организации, представляющие (защищающие) законные интересы той или иной категории граждан;

творческие союзы деятелей культуры;

профессиональные объединения;

волонтерские организации;

средства массовой информации;

другие заинтересованные сообщества;

должностные лица (далее — участники системы правового просвещения).

1.3. Система правового просвещения граждан призвана выполнять следующие функции:

информационную — расширяет осведомленность граждан в правовых вопросах, увеличивает возможность доступа граждан к получению правовой информации о возможности защиты гарантированных государством прав и свобод;

разъяснительную — обеспечивает адекватность уяснения сообщаемых сведений, обеспечивает единство понимания и применения общих стандартов в области прав человека;

идеологическую — популяризует идеи и концепции, отражающие особые интересы социальных общностей и групп, формирует понимание гражданами своего права причастности к процессам управления в стране, регионе как непосредственно, так и через своих представителей, выборных должностных лиц путем активизации и реализации своего избирательного права;

агитационно-пропагандистскую — распространяет сведения о деятельности органов государственной власти, принятых нормативных правовых актах (в том числе государственных программах), направленных на реализацию конституционных прав человека, о просветительских организациях в целях выработки правового мышления у населения;

консультативную — распространяет функциональные знания о едином понимании прав человека, необходимые гражданам в повседневной жизни;

образовательную — обучает граждан не только знанию своих прав и законных интересов, но и умению правильно их реализовывать;

воспитательную — обеспечивает преодоление нигилизма, воспитание в духе патриотизма и уважения к закону;

мобилизационную — формирует активную и конструктивную жизненную позицию, волю и способность своими действиями обеспечить реализацию своих прав и законных интересов, реализовать социально значимые проекты;

правозащитную — способствует снижению правового нигилизма, формирует социальные навыки законопослушного поведения и инициативных действий в целях защиты правопорядка.

1.4. Государственная политика должна проводиться как в отношении многонационального народа, проживающего в автономном округе, так и в отношении отдельных социальных групп и каждого его жителя.

К социальным группам относятся:

дети, подростки и их родители;

молодежь, включая обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования и образовательных организациях высшего образования автономного округа, призывники;

работающее население в соответствии со спецификой их профессиональной деятельности;

гражданские активисты; представители религиозных организаций;

население в сельской местности, в том числе проживающее в труднодоступных отдаленных населенных пунктах автономного округа, включая коренных малочисленных народов Севера;

граждане пожилого возраста;

лица с ограниченными возможностями здоровья, иные социально незащищенные категории граждан (многодетные семьи, граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждане, проживающие в учреждениях интернатного типа и др.);

мигранты и лица без гражданства;

лица, находящиеся в местах принудительного содержания и (или) готовящиеся к освобождению;

специальные субъекты, подверженные рискам коррупционных проявлений: государственные гражданские служащие и муниципальные служащие, работники правоохранительных и контролирующих органов;

другие категории граждан.

Особое внимание уделяется формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.

1.5. Правовую основу Концепции составляют:

Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года N Пр-1168 (далее — Основы правовой грамотности и правосознания граждан);

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»;

Федеральные законы:

от 11 августа 1995 года N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»;

от 21 ноября 2011 года N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года N 1532 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»;

Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года N 1837-р;

приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 2 августа 2018 года N 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»;

Законы автономного округа:

от 16 декабря 2011 года N 113-оз «О бесплатной юридической помощи в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»;

от 25 июня 2015 года N 55-оз «Об Уполномоченном по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»;

постановления Правительства автономного округа:

от 5 апреля 2012 года N 132-п «О конкурсе проектов по правовому просвещению, повышению правовой грамотности и правосознания граждан, информированию по правовым вопросам и юридической помощи гражданам в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»;

от 15 апреля 2016 года N 110-п «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре в 2016 — 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

от 2 декабря 2016 года N 473-п «О Стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на период до 2025 года».

1.6. Для целей Концепции используются следующие понятия.

Правовое просвещение — целенаправленная и систематическая деятельность государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры граждан в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности. Это один из способов привития членам общества уважения к защищаемым правом социальным ценностям, воспитания у них навыков пользования конституционными правами и гарантиями, умения эффективно их отстаивать. Правовое просвещение — процесс распространения правовых знаний среди населения, способствующий росту его правовой культуры, уважительного отношения к праву, правосудию и законности.

Правовое воспитание — основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче юридического опыта от одного поколения к другому, позитивного отношения к праву, правосудию, законности.

Правовая грамотность — вид грамотности, необходимый человеку в современном мире взаимоотношений, и сформированная способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющаяся в наличии у него:

знания Конституции страны и принципов построения законодательной базы;

критического мышления;

осознания своих прав как члена сообщества;

умения действовать обдуманно в условиях плюрализма (делать свой выбор и нести ответственность за его последствия);

владения языком коммуникации;

опыта участия в демократических процедурах.

Просветительская деятельность — разновидность неформального образования, совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию.

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности; проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия; формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

Правосознание — одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, правовым явлениям, поведению людей в сфере права, то есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Просветительское мероприятие — событие в жизни представителей населения, связанное с реализацией организованных действий, направленных на распространение достижений науки и культуры, иных социально значимых сведений с учетом возрастных и образовательных особенностей, возможностей и способностей его участников; создание условий для социализации личности, мотивации ее на развитие активной позиции в просветительской деятельности.

Просветительские учреждения, организации — учреждения, организации, основными целями которых являются разработка и реализация программ просвещения, создание условий для реализации просветительских проектов.

Просветительское сообщество — особый тип добровольного объединения людей, мотивированных на участие в нем потребностью саморазвития и стремлением способствовать развитию гражданского общества.

Программа просвещения (просветительская программа) — документ, устанавливающий объем, содержание и последовательность изложения сведений о социальных достижениях, достижениях науки и культуры, предлагаемых для распространения через средства массовой информации или для освоения конкретной аудиторией, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Просветительские проекты — комплекс программ и (или) мероприятий, направленных на выполнение национальных программ по правовому просвещению.

Целевые группы — социальные и/или профессиональные группы, имеющие схожие запросы, для которых субъект осуществляет свою деятельность.

2. Текущее состояние сферы правового просвещения. Риски

и превентивные меры

Приоритетами и целями государственной политики в Российской Федерации являются соблюдение прав и основных свобод человека, повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

В Основах правовой грамотности и правосознания граждан определены принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Государственная политика проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства Российской Федерации и практики его применения, повышению эффективности государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности, пресечению коррупции.

Государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

Важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Основными факторами, влияющими на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения, являются:

распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;

доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;

понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;

доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;

деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного, кабельного и цифрового вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.

Автономный округ является регионом с инновационным мышлением, реализующим новейшие технологии во всех сферах деятельности. В каждой сфере деятельности работа направлена на повышение качества жизни человека, на улучшение среды его обитания, на доступность услуг, на привлечение ресурсов гражданского общества.

В Стратегии социально-экономического развития автономного округа до 2030, утвержденной распоряжением Правительством автономного округа от 22 марта 2013 года N 101-рп (далее — Стратегия), определены амбициозные задачи инновационного развития экономики автономного округа. Новые инструменты взаимодействия между органами власти, обществом и бизнесом; вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений, управление и мониторинг социально-экономического развития автономного округа; реализация общественных инициатив, обозначенных в Стратегии, — все это требует формирования новых подходов, в том числе в сфере получения и владения правовыми знаниями, умениями применять эти знания при реализации своих конституционных прав, уметь понимать и уважать законы и права других граждан.

При определении целесообразности развития системы правового просвещения:

проанализированы обращения граждан, поступающие в адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в автономном округе, органы государственной власти, органы местного самоуправления автономного округа от жителей региона, которые указывают на потребность систематизации правового просвещения граждан в реализации их прав;

обобщена и проанализирована информация исполнительных органов государственной власти автономного округа о реализуемых мероприятиях в сфере правового просвещения;

изучен опыт правового регулирования данной сферы, в том числе в некоторых субъектах Российской Федерации;

проанализированы результаты защиты прав граждан путем обращения к судебной власти, а также в сфере исполнительного судопроизводства;

идентифицированы проблемы, возникающие в связи с недостаточным правовым информированием населения.

Вопрос целесообразности правового просвещения граждан рассматривался на площадках Общественной палаты автономного округа, общественных советов при федеральных, региональных органах власти, органах местного самоуправления; экспертного и научного сообщества, на которых вырабатывался комплекс мер по созданию условий для повышения уровня правовой грамотности граждан, их правовой культуры и правовой активности.

Актуальность систематизации, преобразования форм и методов правопросветительской работы в автономном округе поддержана представителями территориальных органов федеральных органов власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций, высших и средних профессиональных учебных заведений.

Для становления автономного округа как региона, где сосредоточен технологический, интеллектуальный и кадровый потенциал России, население должно характеризоваться высоким уровнем правовой культуры и правовой грамотности, формировать которые целесообразно посредством доступных информационных ресурсов, правопросветительских проектов, мероприятий.

При реализации Концепции возможны риски, которые определяются как вероятность возникновения негативных последствий в реализации мероприятий по повышению правовой грамотности и правовой культуры граждан.

Прежде всего это внутренние риски:

недостаточность кадровых ресурсов, обеспечивающих работу по правовому просвещению;

потребность в дополнительных финансовых средствах на организацию мероприятий по правовому просвещению;

психологическая неготовность государственных гражданских и муниципальных служащих, руководителей учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти автономного округа, органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, к реализации Концепции;

пассивность юридического сообщества;

разный уровень потребности (запроса) населения в правовом просвещении, особенно в труднодоступных отдаленных территориях автономного округа;

формальный подход к планированию, организации и проведению мероприятий по правовому просвещению;

неэффективность выбранных исполнительным органом государственной власти автономного округа, органом местного самоуправления муниципальных образований автономного округа форм правового просвещения;

сложность определения критериев результативности мероприятий Концепции.

К внешним рискам можно отнести недостаточную информированность населения о существующих ресурсах в сфере правового просвещения, о проводимых мероприятиях в этой сфере.

В качестве превентивных мер важным является создание благоприятных условий для эффективной реализации мероприятий по правовому просвещению, наиболее полно отвечающих запросам времени и потребностям общества, а именно:

создание нормативной и эффективной информационной платформ для работы над правовым просвещением;

эффективное и рациональное использование имеющихся ресурсов при одновременном расширении и переформатировании региональных инструментов в сфере правового просвещения (цифровизация процессов);

консолидация усилий участников системы правового просвещения, синхронизация мероприятий Концепции по времени, исполнителям, технологиям, четкое отслеживание результатов работы;

повышение качества проводимых мероприятий по правовому просвещению;

вовлечение в совместную деятельность по правовому просвещению граждан, в том числе молодежи, в формирование и внедрение IT-решений;

обучение и привлечение профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в сфере правового просвещения;

обеспечение максимальной доступности юридических услуг всем слоям населения посредством обеспечения взаимодействия всех участников системы правового просвещения;

развития дополнительных форм просветительской деятельности;

совершенствование механизмов стимулирования участников проектов по правовому просвещению из числа жителей автономного округа.

Перечисленные меры в совокупности обеспечат формирование устойчивых правовых знаний граждан автономного округа, повышение их правовой культуры и правосознания, желания быть осведомленным в правовом смысле, что в средне- и долгосрочной перспективе будет способствовать повышению качества жизни в автономном округе.

3. Цель и задачи Концепции

Целью Концепции является создание условий для повышения уровня правовой грамотности граждан, их правовой культуры и правовой активности как ресурса развития общества, способствующего реализации гражданами своих прав.

Достижение цели Концепции обеспечивается решением следующих основных задач:

создание эффективной системы и механизмов межведомственного взаимодействия между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, общественными организациями и инициативной частью жителей автономного округа при организации мероприятий, направленных на правовое просвещение граждан;

определение целевых групп населения, требующих дифференцированного подхода и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях правового просвещения и видах работы с такими группами;

расширение доступной информационной правовой базы для анализа и использования ее общественными организациями, профессиональными сообществами и гражданами в интересах защиты своих прав;

формирование системы мер, направленных на укрепление доверия и создание положительного образа власти, обеспечивающей реализацию и защиту прав и свобод граждан;

создание условий для правовой ориентации граждан, осведомленности о характере, способах и пределах осуществления и защиты прав и законных интересов человека в административном и судебном порядке, о доступности правозащитных институтов и бесплатной юридической помощи;

развитие системы правового консультирования граждан посредством участия в их правовом просвещении общественных и профессиональных организаций;

создание условий для повышения уровня вовлеченности институтов гражданского общества и граждан в мероприятия по правовому просвещению.

4. Формы просветительской деятельности

Для реализации целей и задач Концепции необходимо использовать различные формы просветительской деятельности:

разработку и реализацию просветительских программ и проектов;

организацию и проведение различных просветительских мероприятий как самостоятельно организованных, так и включенных в структуру просветительских программ и проектов.

Просветительские программы разрабатываются и реализуются исходя из следующих основных принципов:

целенаправленность (ориентация на социальные цели и приоритетные задачи просветительской деятельности);

эффективность (возможность получения социальных эффектов посредством реализации программы);

адресность (учет специфики интересов и познавательных потребностей определенных категорий населения (дифференцированный подход);

достоверность предлагаемых для освоения сведений;

доступность (учет возможностей аудитории к восприятию и освоению сообщаемых знаний и сведений);

научность (соответствие пропагандируемых и распространяемых знаний современному уровню развития науки, экономики);

учет многообразия потребностей населения в знаниях и сведениях (комплексный подход);

взаимосвязь и взаимодополняемость программ различной направленности (системный подход);

взаимодействие системы просвещения с образовательным комплексом страны и региона;

учет региональных и местных особенностей территории, где предполагается реализовать программу.

Содержание просветительского проекта, его направленность и формы реализации не должны противоречить основным принципам просветительской деятельности.

По характеру замысла и поставленных задач просветительские проекты подразделяются на четыре вида:

тематические (развитие определенного направления просветительской деятельности);

территориальные (меры по правовому просвещению на определенной территории (национальные, региональные, локальные проекты);

проекты, предназначенные для целевой группы определенного возраста и социального статуса (для учащихся, работающих, пенсионеров, инвалидов и др.);

мобилизационные проекты, нацеленные на самоорганизацию гражданских активистов для реализации общественно значимых задач.

Просветительские мероприятия могут включать организацию и проведение:

адаптированных занятий для дошкольников, уроков права для школьников, правовых школ для учащихся выпускных классов;

конкурсов рисунков, сочинений; турниров знатоков, отражающих проблемы прав человека и, в частности, ребенка;

олимпиад, правовых диктантов, викторин, деловых игр, тренингов по конституционным правам человека, конкурсов на тему прав человека на всех ступенях образовательной среды;

правовых лекций, родительских собраний, классных часов с приглашением специалистов правоохранительных органов;

правовой учебы педагогических работников, в том числе по вопросам защиты прав и интересов ребенка;

семинаров-совещаний с руководителями организаций и предприятий по разъяснению законодательства Российской Федерации и автономного округа в различных сферах;

встреч представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, парламентариев, их аппаратов, других государственных и общественно-политических деятелей с различными группами населения (обучающимися образовательных организаций автономного округа, работающим населением, в том числе молодежью, слабозащищенными группами населения и т.д.);

молодежных правовых форумов, интернет-конференций, «круглых столов»;

клубов (центров) молодого избирателя, центров повышения правовой культуры избирателей, центров просветительской деятельности по избирательному праву;

правовых марафонов для целевых групп населения;

консультационно-диалоговых площадок для целевых групп; разработку и распространение правовых путеводителей для отдельных категорий населения автономного округа;

целевых правовых школ, семинаров в образовательных организациях автономного округа; иных консультационно-диалоговых площадок с целевыми группами правового просвещения;

выставочных мероприятий, в том числе выставок печатных изданий, посвященных правам человека;

консультационных телефонных «горячих линий» для целевых групп правового просвещения, «дней открытых дверей»;

юридических клиник, иных центров бесплатных юридических консультаций, в том числе в учебных заведениях и организациях.

Просветительская деятельность включает также различные мероприятия:

в образовательных организациях автономного округа по правовой тематике, в том числе деловые игры, направленные на изучение прав человека и обучение правовым способам защиты конституционных прав;

в трудовых коллективах (лектории, выездные консультационные приемы по отдельным вопросам реализации и защиты права) в зависимости от направления деятельности организации;

проводимые средствами массовой информации (ведение специальных рубрик в печатных изданиях, телепередач, программ на радио и другое);

по развитию правового волонтерского движения, направленные на повышение уровня информированности школьников, студентов об устройстве российской правовой системы, развитие навыков защиты своих прав и прав окружающих людей, формирование высокого уровня правосознания участников правового просвещения через различные (в том числе игровые) технологии обучения;

по разработке, изданию (выпуску) печатной продукции (информационных буклетов, листовок, памяток); распространению информации, разъясняющей вопросы права некоторым категориям граждан (в том числе слабозащищенным);

по формированию и систематической актуализации интернет-страниц и сайтов, развитию интерактивных кабинетов;

по созданию интернет-порталов по вопросам правовой пропаганды, основ права, обучения граждан правовым способам защиты прав и свобод, в том числе досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, государственных учреждений (предприятий) автономного округа и их должностных лиц;

по продвижению информационно-консультативных центров, пунктов для иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе «школы мигранта»;

по содействию созданию правопросветительских проектов, направленных на формирование правозащитных компетенций, правосознания и социально ответственного поведения молодых людей через правопросветительские технологии.

При реализации Концепции могут применяться иные формы правового просвещения.

5. Этапы и механизмы реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется в соответствии с планом комплексных мероприятий (далее — План комплексных мероприятий) в три этапа.

На первом этапе реализации Концепции предлагаются:

создание условий для правового просвещения граждан за счет дополнения государственных программ автономного округа специализированными мероприятиями;

разработка всеми участниками системы правового просвещения межведомственных, ведомственных планов мероприятий по повышению правовой грамотности, правовой культуры и правовой активности целевых групп (далее — межведомственные, ведомственные планы мероприятий);

создание системы методического сопровождения и информационного обмена между ответственными исполнителями Концепции, в том числе выработка рекомендаций для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти автономного округа, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по организации деятельности, направленной на правовое просвещение граждан.

На втором этапе реализации Концепции предлагаются:

реализация межведомственных, ведомственных планов мероприятий;

мониторинг Плана комплексных мероприятий;

корректировка (при необходимости) Плана комплексных мероприятий.

На третьем этапе реализации Концепции предлагается:

анализ реализации Концепции и выполнения Плана комплексных мероприятий;

подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию системы правового просвещения граждан в автономном округе.

Механизм реализации Концепции предусматривает:

анализ и, при необходимости, модернизацию существующих форм правового просвещения и создание дополнительных механизмов распространения правовых знаний в автономном округе;

информирование граждан о способах и возможностях защиты своих прав и законных интересов посредством существующих правовых механизмов;

расширение доступа к официальной правовой информации граждан, проживающих в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в том числе жителей сельской местности, коренных малочисленных народов Севера, ведущих традиционный образ жизни на территориях природопользования;

проведение мероприятий, направленных на повышение правовой культуры и правовой активности молодежи;

обеспечение взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций в работе по пропаганде юридических знаний;

реализацию мобилизационных просветительских проектов (открытых правовых школ для гражданских активистов, руководителей организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, разработка и распространение адресных правовых путеводителей);

вовлечение молодого поколения в разработку и реализацию правопросветительских и правозащитных проектов;

развитие негосударственных форм правового просвещения, применяемых для повышения правовой грамотности, правосознания, осведомленности граждан по правовым вопросам, способам оказания юридической помощи, защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе через вовлечение в правопросветительскую проектную деятельность, предусмотренную на федеральном и региональном уровнях;

создание единой системы качественного правового просвещения населения в автономном округе.

6. Результаты реализации Концепции

В результате реализации Концепции будут достигнуты социальные эффекты:

расширение механизмов правового просвещения граждан и социально-правовой среды в автономном округе, обеспечивающие повышение уровня осведомленности и юридической грамотности граждан;

совершенствование системы взаимодействия государственных институтов и общественных организаций для обеспечения правового просвещения граждан и пропаганды уважения к закону;

расширение информационных правовых ресурсов в области правового просвещения;

снижение числа нарушений прав и свобод гражданина и человека со стороны территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

увеличение доли организаций негосударственного сектора в проектной деятельности по правовому просвещению;

увеличение числа квалифицированных специалистов в области правового просвещения граждан;

повышение удовлетворенности качеством жизни за счет расширения возможностей по реализации защиты прав граждан;

укрепление доверия и создание положительного образа власти, обеспечивающей реализацию и защиту прав и свобод граждан;

сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение масштабов правонарушений в подростковой среде;

формирование у молодого поколения гражданской позиции, патриотизма, уважение к закону, снижение правового нигилизма;

Реализация Концепции приведет к достижению следующих показателей:

N п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

1. Удельный вес (доля) жителей автономного округа, охваченных мероприятиями по правовому просвещению граждан

%

30

40

50

60

70

2. Доля территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, создавших на официальных сайтах раздел «Правовая информация»

%

50

60

70

80

90%

3. Количество мероприятий, включенных в план по правовому просвещению граждан, с использованием механизмов межведомственного взаимодействия и учетом целей, задач, функций, системы и основных направлений правового просвещения граждан, форм просветительской деятельности, предусмотренных Концепцией

%

30

40

50

60

70

4. Количество мероприятий, направленных на правовое просвещение определенных (слабозащищенных) целевых групп граждан, от общего количества проведенных мероприятий по правовому просвещению граждан

%

30

40

50

50

50

5. Количество некоммерческих и (или) социально ориентированных организаций, вовлеченных в деятельность по правовому просвещению граждан и оказания юридической помощи населению

ед.

не менее 50

не менее 60

не менее 80

не менее 85

не менее 90

Приложение 2

к распоряжению Правительства

Ханты-Мансийского

автономного округа — Югры

от 29 декабря 2018 года N 731-рп

ПЛАН

КОМПЛЕКСНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО

ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ

АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ — ЮГРЕ

 

N

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Источник финансирования

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

1.

Принятие планов мероприятий по правовому просвещению граждан с использованием механизмов межведомственного взаимодействия и учетом целей, задач, функций, системы и основных направлений правового просвещения граждан, форм просветительской деятельности, предусмотренных Концепцией правового просвещения граждан, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре (далее — автономный округ)

до 1 февраля 2019 года

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент внутренней политики автономного округа, Департамент государственной гражданской службы и кадровой политики автономного округа, Департамент гражданской защиты населения автономного округа, Департамент дорожного хозяйства и транспорта автономного округа, Департамент жилищно-коммунального комплекса и энергетики автономного округа, Департамент здравоохранения автономного округа, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа, Департамент культуры автономного округа, Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Департамент общественных и внешних связей автономного округа, Департамент недропользования и природных ресурсов автономного округа, Департамент промышленности автономного округа, Департамент социального развития автономного округа, Департамент строительства автономного округа, Департамент труда и занятости населения автономного округа, Департамент физической культуры и спорта автономного округа, Ветеринарная служба автономного округа, Служба государственной охраны объектов культурного наследия автономного округа, Служба жилищного и строительного надзора автономного округа, Служба по делам архивов автономного округа, Служба по контролю и надзору в сфере здравоохранения автономного округа, Служба по контролю и надзору в сфере образования автономного округа, Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа (далее — исполнительные органы государственной власти автономного округа), Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу (далее — УМВД России по автономному округу) (по согласованию), прокуратура автономного округа (по согласованию), Военный комиссариат автономного округа (по согласованию), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по автономному округу (по согласованию), Управление Федеральной службы исполнения наказаний по автономному округу (по согласованию), Управление Федеральной налоговой службы по автономному округу (по согласованию), Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу (по согласованию), Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по автономному округу (по согласованию), Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по автономному округу (по согласованию), Государственная инспекция труда в автономном округе (далее — территориальные органы федеральных органов исполнительной власти) (по согласованию), органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа (далее — органы местного самоуправления) (по согласованию)

создание условий для проведения мероприятий по правовому просвещению граждан автономного округа

2.

Создание и ведение на официальных сайтах ведомств и учреждений автономного округа раздела «Правовая информация»

до 1 марта

2019 года

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

исполнительные органы государственной власти автономного округа, подведомственные им учреждения (по согласованию), территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

создание информационных ресурсов для получения жителями правовой помощи

3.

Дополнение государственных и муниципальных программ автономного округа мероприятиями, направленными на:

до 1 марта

2019 года

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

исполнительные органы государственной власти автономного округа — ответственные исполнители государственных программ автономного округа, органы местного самоуправления (по согласованию)

создание условий на региональном уровне для правового просвещения граждан автономного округа

3.1

обеспечение функционирования на базе интернет-форума «АдмКом.ру» тематических разделов для консультирования в онлайн режиме жителей автономного округа о порядке и способах получения бесплатной юридической помощи и по вопросам защиты прав потребителей, а также размещения информационных материалов по данным направлениям

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент внутренней политики автономного округа, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа

увеличение числа жителей автономного округа, информированных о возможности реализации прав на получение бесплатной юридической помощи и защиты прав потребителей

3.2

создание и ведение на интернет-портале «Открытый регион — Югра» единого информационного ресурса «Правовое просвещение граждан» и обеспечение его функционирования

государственная программа автономного округа «Развитие гражданского общества», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 355-п (далее — государственная программа «Развитие гражданского общества»)

Департамент общественных и внешних связей автономного округа

единый информационный ресурс для жителей автономного округа для получения правовой помощи, правовой информации

3.3

создание информационно-справочного раздела «Родителям Югры» на площадке портала «Уберизация» и обеспечение его функционирования

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент социального развития автономного округа, Департамент образования и молодежной политики автономного округа,

Департамент труда и занятости населения автономного округа, Департамент здравоохранения автономного округа, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа

создание условий для доступа граждан к актуальной информации по правовому просвещению

3.4

создание и обеспечение функционирования:

мобильного приложения для смартфонов «Социальный навигатор»;

разделов «Скорая социальная помощь», «Социальный навигатор» на официальном сайте Департамента социального развития автономного округа

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент социального развития автономного округа, Департамент информационных технологий и цифрового развития автономного округа

увеличение количества граждан, обеспеченных информацией по правовому просвещению

3.5

развитие негосударственных форм правового просвещения и оказания юридической помощи населению

государственные программы автономного округа,

муниципальные программы

исполнительные органы государственной власти автономного округа — ответственные исполнители государственных программ автономного округа,

органы местного самоуправления (по согласованию)

увеличение числа социально значимых мероприятий и проектов, направленных на правовое просвещение граждан, реализуемых общественными организациями, некоммерческими организациями

3.6

проведение образовательных мероприятий, направленных на правовое просвещение детей и молодежи (включая призывников), в том числе с привлечением к данной деятельности добровольческих (волонтерских) объединений

государственная программа автономного округа «Развитие образования», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 338-п (далее — государственная программа «Развитие образования»)

Департамент образования и молодежной политики автономного округа

увеличение числа детей и молодежи, вовлеченных в мероприятия, направленные на повышение уровня правовых знаний и правовой культуры

3.7

реализацию мер по социальной адаптации легальных мигрантов и пресечению нелегальной миграции, формированию у мигрантов правовых знаний законодательства Российской Федерации

государственные программы автономного округа, муниципальные программы

Департамент внутренней политики автономного округа, УМВД России по автономному округу (по согласованию), Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Департамент социального развития автономного округа, Департамент здравоохранения автономного округа, органы местного самоуправления (по согласованию)

меры по социальной адаптации легальных мигрантов и пресечению нелегальной миграции, формированию у мигрантов правовых знаний законодательства Российской Федерации

3.8

правовое информирование организаций, привлекающих на работу иностранных граждан и лиц без гражданства, о соблюдении миграционного и трудового законодательства работодателями и иностранными работниками

государственная программа автономного округа «Поддержка занятости населения», утвержденная постановлением Правительства автономного округа от 5 октября 2018 года N 343-п

Департамент труда и занятости населения автономного округа, УМВД России по автономному округу (по согласованию)

увеличение числа проинформированных работодателей, привлекающих иностранную рабочую силу и иностранных работников

4.

Наполнение образовательных программ всех уровней общего и профессионального образования, дополнительного образования содержанием, направленным на формирование у обучающихся активной гражданской позиции, ответственности за осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважения к закону и правопорядку, правовой и политической грамотности

до 31 декабря

2019 года,

до 31 декабря

2020 года,

до 31 декабря

2021 года,

до 31 декабря 2022 года,

до 31 декабря 2023 года

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Департамент культуры автономного округа, Департамент физической культуры и спорта автономного округа и подведомственные им учреждения (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию)

увеличение числа обучающихся, охваченных образовательными программами, направленными на повышение уровня правовых знаний и правовой культуры

5.

Разработка и реализация образовательных программ дополнительного профессионального образования, направленных на обучение педагогических работников, формирование правовой культуры педагогов, непосредственно участвующих в правовом просвещении обучающихся и молодежи, основам правовой грамотности и повышению правовой культуры

до 31 декабря

2019 года,

до 31 декабря

2020 года,

до 31 декабря

2021 года,

до 31 декабря 2022 года,

до 31 декабря 2023 года

государственная программа «Развитие образования»

Департамент образования и молодежной политики автономного округа

увеличение числа педагогических работников, повысивших квалификацию по правовому просвещению обучающихся и молодежи

6.

Разработка и реализация мер по организации правового консультирования и информирования обучающихся и их родителей в образовательных организациях, детей, проживающих в учреждениях интернатного типа, в том числе попавших в трудные жизненные обстоятельства, о гражданских правах и обязанностях, мерах административной и уголовной ответственности за правонарушения

до 31 декабря

2019 года,

до 31 декабря

2020 года,

до 31 декабря

2021 года,

до 31 декабря 2022 года,

до 31 декабря 2023 года

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент образования и молодежной политики автономного округа, Департамент социального развития автономного округа, УМВД России по автономному округу, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований автономного округа (по согласованию)

увеличение охвата детей и подростков, их родителей мероприятиями, направленными на повышение уровня правовых знаний и правовой культуры

7.

Организация и проведение специализированной площадки «Права человека — высшая ценность» на Международном гуманитарном форуме «Гражданские инициативы регионов 60 параллели»

до 31 декабря

2019 года,

до 31 декабря 2023 года

в соответствии с финансированием текущей деятельности ответственных исполнителей

Департамент общественных и внешних связей автономного округа, Управление — единый аппарат уполномоченных по правам человека, правам ребенка, защите прав предпринимателей в автономном округе Аппарата Губернатора автономного округа, исполнительные органы государственной власти автономного округа,

территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию)

получение «обратной связи» в определении проблемных вопросов в сфере прав человека, рекомендации по устранению (минимизации) факторов, влияющих на реализацию прав человека

8.

Проведение социологического исследования уровня удовлетворенности граждан информированностью и доступностью ресурсов по правовому просвещению

до 31 декабря

2020 года,

до 31 декабря 2023 года

государственная программа «Развитие гражданского общества»

Департамент общественных и внешних связей автономного округа

результаты социологического исследования уровня удовлетворенности граждан информированностью и доступностью ресурсов по правовому просвещению